Готовимся к контрольной работе (29.04. 21)
1. В какой сфере языка происходит изменение в процессе его развития?
А.
В лексике. Б. В грамматике. 3. В фонетике. Г. Все ответы верны. Д. Одновременно
2. Прочитайте фразеологизмы со
словом язык. Укажите те, в которых язык имеет значение:
А.
«Подвижный мышечный орган
в полости рта» Б. «Орган речи». В. «Язык как средство общения».
1.
Языком чесать/молоть. 2. Язык до Киева доведет. 3. Бегать высунув язык.
А
- Б - В -
3. Прочитайте
фразеологизмы со словом язык. Укажите те, в которых язык имеет значение:
А.
«Подвижный мышечный орган
в полости рта» Б. «Орган речи». В. «Язык как средство общения».
1.
Не торопись языком, спеши делом. 2.
Показать язык. 3. Язык — ключ к
сердцу.
А
- Б - В –
4. Приведённые слова разделите
на архаизмы и историзмы; объясните их значения.
Заморский, лапти, выя,
камзол.
Историзмы |
Архаизмы |
|
|
5. Приведённые слова разделите на архаизмы и
историзмы; объясните их значения.
Историзмы |
Архаизмы |
|
|
Родич, ланита, верста, кафтан.
6.
Распределите приведенные ниже заимствованные слова на две группы в зависимости
от произнесения согласного перед [е].
Мягкий
согласный |
Твердый
согласный |
|
|
Шоссе, пюре, рейс,
тире, тест, термин, фанера, шинель.
7. Распределите
приведенные ниже заимствованные слова на две группы в зависимости от
произнесения согласного перед [е].
Мягкий
согласный |
Твердый
согласный |
|
|
Стенд, интервью,
пионер, модель, терапевт, лазер, ателье, музей.
8.
Прочитайте вслух приведенные ниже слова. Укажите, какие слова нужно произносить
в соответствии с нормой с [шн], а какие — с [чн].
[шн] |
[чн] |
|
|
Спичечный, нарочно, нечто, ничто, пшеничный, Кузьминична, двоечник, отлично.
9. Прочитайте
вслух приведенные ниже слова. Укажите, какие слова нужно произносить в соответствии
с нормой с [шн], а какие — с [чн].
[шн] |
[чн] |
|
|
Никитична, молочный, подсвечник, конечно, сливочный, скучный,
командировочный, отличник.
10. Расставьте ударение в словах:
украинский, красивее,
звонишь, облегчить, поняла, каталог, цемент, щавель.
11. Расставьте ударение в словах:
квартал, столяр,
приняла, завидно, договор, диспансер, жалюзи, кухонный.
12. Укажите предложение, в котором вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ
нужно употребить слово ПРЕДОСТАВИТЬ:
А. Начинающий писатель ПРЕДСТАВИЛ свой
роман на суд читателей.
Б. Абитуриенты ПРЕДСТАВИЛИ аттестаты и
медицинские справки.
В. И она ПРЕДСТАВИЛА себе эти поля под
осенним дождём.
Г. Русский язык – это громаднейшая
сокровищница, которая ПРЕДСТАВЛЯЕТ нам безграничные возможности.
13. Укажите
предложение, в котором вместо слова ПЕСЧАНЫЙ нужно употребить слово ПЕСОЧНЫЙ:
А. ПЕСЧАНЫЙ пляж был усеян отдыхающими.
Б. Большую опасность представляют ПЕСЧАНЫЕ бури. В. Старинные ПЕСЧАНЫЕ часы стояли на камине.
Г. Путешественники
наконец-то выбрались на ПЕСЧАНУЮ отмель.
14.
В каком предложении не использован синоним существительного БЕСПОКОЙСТВО?
А. Он бы успокоился на мой счёт; тревога
бы у него прошла за меня.
Б. Он посмотрел на свои тонкие пальцы, и
старые, загнанные внутрь обиды вспыхнули в нём с новой силой, и душа сжалась в
смятении и боли.
В. Она ждала, тревожно прислушиваясь, и внезапно
вздрогнула, когда снаружи донёсся к нам глухой смешанный шум. Г. В лице её я заметил какое-то нервное
волнение.
15.
Укажите предложение, которое содержит синонимы:
А. Сытый голодного не разумеет. Б. Между тем он был уже совершенно
разорён, опустошён, пущен по ветру. В.
Ближний сосед лучше дальней родни.
Храбрец, как и трус, тоже боится, но умеет
преодолевать свой страх.
16. Устраните ошибки, связанные с
нарушением лексической сочетаемости.
А.
Он произвел на меня уютное впечатление.
Б. Улучшился уровень
обслуживания пассажиров. В. К нам пришли люди,
удручённые опытом. Г. Продукт
пользуется авторитетом у покупателей.
17. Устраните ошибки, связанные с
нарушением лексической сочетаемости.
А.
Спектакль оказал на ребенка большое впечатление. Б. Это важный шаг, и его надо пройти. В. Не нужно из этого факта строить проблему. Г. Мы всю ночь не смыкали взгляда.
18. Учитывая род существительных,
составьте словосочетания «существительное + прилагательное».
Мозоль,
тюль, шимпанзе, пенальти.
19. Учитывая род существительных,
составьте словосочетания «существительное + прилагательное».
Туфля,
кофе, кенгуру, алиби.
20. Соедините деепричастные
обороты с одним из двух данных предложений.
А.
Путешествуя вторым классом, ... 1. сервис был замечательный. 2. никто не ожидал такого прекрасного
сервиса.
Б.
Зорко поглядывая и попыхивая своей трубкой, ... 1. комиссар думал о возможных
последствиях предпринятого дела. 2. у
него появилась прекрасная идея.
А
- , Б - .
21. Соедините деепричастные
обороты с одним из двух данных предложений.
А.
Открыв дверь, ... 1. я увидел отнюдь не простую обстановку гостиной. 2. моим глазам предстала странная
картина.
Б.
Ничуть не смутившись, ... 1. вся ее фигура выражала уверенность. 2. она быстро прошла мимо изумленных
гостей.
А
- , Б - .
22. Подберите 4 термина, в состав
которых входят интернациональные словообразовательные элементы: мульти-, поли-, суб-, экстра-.
23. Подберите 4 термина, в состав
которых входят интернациональные словообразовательные элементы: анти-, гипер-, микро-, моно-.
24. Определите, о каком типе речи
говорится в данном тексте: …… – один из приёмов риторики. Но
этот тип речи встречается не только там. Тексты - ………. можно обнаружить
во всех функциональных стилях, причём они весьма разнообразны по конкретным
проявлениям. Основная сфера использования текстов -…………– научный стиль
(например, теорема и её доказательство). И это вполне естественно, поскольку
именно там приходится чаще всего развивать, утверждать или опровергать
какую-либо мысль.
25. Определите,
о каком типе речи говорится в данном тексте:
При ………. предмета речи
очень важен выбор главной, характерной черты, детали, делающей предмет
интересным. При этом необходимо найти точное, яркое сравнение. Наиболее
типичной является следующая структура творческого текста-……….. Сначала даётся
общая картина окружающего (место, время и т.д.), потом взгляд как бы
фокусируется на предмете и даётся его характеристика. Для создания яркого,
эмоционального образа необходимо сохранить динамизм ………
26. Как называются слова, употребляющиеся
и в разговорном, и в книжном языках и не несущие дополнительной окраски,
зависящей от сферы употребления или от эмоции?
А.
Стилистически нейтральными. Б. Стилистически окрашенными.
В.
Эмоционально-экспрессивными.
27.
Какова сфера употребления публицистического стиля?
А. Законы, указы,
заявления, документы. Б. Учебники, энциклопедии,
справочники.
В. Статьи, заметки
в газетах и журналах, репортажи, очерки, письма.
28. О каких качествах речи говорится в данных
высказываниях? Дайте развернутый
ответ.
А.
Знание точного значения слов и их различия между собой, хотя бы и самого
легкого, есть необходимое условие всякого мышления, ибо слова суть выражения
понятий, а можно ли мыслить, не умея отличать, во всей тонкости, одного понятия
от другого? (В. Белинский).
Б. Но нельзя упустить и других опасностей
языку, например, современного нахлына международной английской волны. Конечно,
нечего пугаться таких слов, как «компьютер», «лазер», «ксерокс», названий
технических устройств. Но если беспрепятственно допускать в русский язык такие
невыносимые слова, как «уик-энд», «брифинг», «истеблишмент», то надо вообще с
родным языком распрощаться (А. Солженицын).
28.
О каких качествах речи говорится в данных высказываниях? Дайте развернутый ответ.
А.
Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области жизни и потом в
практике жизни (Д. Писарев). Б. Берегите
чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский
язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас (И.
Тургенев).
Найти материал в интернете на тему: Тексты аргументированного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. (например, сайты:
https://scicenter.online/russkiy-yazyik-scicenter/vidyi-rassujdeniy-73194.htm; lhttps://studopedia.ru/7_167590_ob-yasnenie-rassuzhdenie-harakteristika-dokazatelstvo.html)
Создать или презентацию, или таблицу по данной теме (выбираете что-то одно). Прислать через гисео.
Задание 2. Создать текст - рассуждение "Надо ли соблюдать режим самоизоляции?" (в объеме не менее 10 предложений). Работы сдать до 2 мая 2020 года.
Рассуждение строится так:
1. Выдвигаете тезис (ответ на поставленный вопрос). Это может быть Ваше мнение.
2. Основная часть состоит из доказательства Вашего тезиса (не менее 3). Доказательства (аргументы) должны быть развёрнутыми. Доказательство - объяснение - пример.Можете опираться на различные сведения из СМИ.
3. Вывод. Подведение итогов Вашего рассуждения. Можно вернуться к Вашему тезису.
Задание 3. Тема "Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности".
Для того чтобы повторить, что такое публицистический стиль, прослушать лекции в РЭШ (11 класс уроки 9,10 - по времени 4:10 и 7:04 соответственно).
Творческое задание: (одно на выбор)
1. Написать путевые записки (вспомните ваши летние или зимние путешествия) - не менее 3 записей. Можно сопроводить (даже желательно) эти записки иллюстрациями или фото.
2. Создать рекламы на темы: о сохранении мире, о сохранении языка, о соблюдении правил безопасности, о добром отношении друг к другу (всего 4 рекламы)Каждую рекламу оформить на отдельном листе и подобрать иллюстрации.
Работы сдать не позднее 25 мая.
3 четверть
дата
|
Темы уроков
|
11.01
|
Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка. Нормы употребления форм имен существительных. Нормы
употребления имен прилагательных. Нормы употребления местоимений.
|
25.01
|
Типичные грамматические ошибки в речи.
|
8.02
|
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные
падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов
грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный
варианты грамматической норм.
|
22.02
|
Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения. Исключение
категоричности в разговоре. Этикетные формулы. Невербальный (несловесный)
этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и
сопровождающие жесты.
|
7.03
|
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Качества речи.
Эффективные приёмы чтения. Традиции русского речевого общения.
Коммуникативные стратегии и тактики устного общения.
|
Зачетная работа (сдать до 7.03)
|
Творческая работа: «Рассказ
бывалого солдата (офицера, матроса, ветерана, генерала, партизана…)»
|
Комментарий к зачетной работе: творческая работа - это сочинение (не презентация). Сочинение, написанное самостоятельно на основе найденного исторического материала. Не надо копировать и переписывать биографии какого-то героя, надо от лица солдата, матроса, ветерана, генерала, партизана и .... рассказать о каком-то случае, какой произошел на войне. Если у Вас в семье сохранились рассказы дедушек и бабушек, то Вы можете их использовать. Это даже приветствуется.
2 четверть
дата
|
Темы уроков
|
9.11
|
Лексические заимствования как результат взаимодействия
национальных культур. Употребление иноязычных слов как проблема культуры
речи.
|
23.11
|
Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Нормы и варианты норм произношения отдельных
грамматических форм имен существительных, прилагательных, глаголов.
|
7.12
|
Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. Лексические нормы и стилистические варианты употребления
имен существительных, прилагательных, местоимений, глаголов.
|
21.12
|
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением
синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи. Паронимы и точность речи.
Употребление паронимов в речи.
|
Зачетная работа
|
Создать презентацию на тему: «Правильно произноси слова»
(не менее 15 слайдов) или «Правильно употребляй род несклоняемых существительных»
(не менее 15 слайдов)
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий