РРЯ

4 четверть
Готовимся к контрольной работе (29.04. 21)

1. В какой сфере языка происходит изменение в процессе его развития?

А. В лексике.     Б. В грамматике.     3. В фонетике.    Г. Все ответы верны.      Д. Одновременно

2. Прочитайте фразеологизмы со словом язык. Укажите те, в которых язык имеет значение:

А. «Подвижный мышечный орган в полости рта»    Б. «Орган речи».      В. «Язык как средство общения».

1. Языком чесать/молоть.       2. Язык до Киева доведет.        3. Бегать высунув язык.  

А -              Б -                В -

3. Прочитайте фразеологизмы со словом язык. Укажите те, в которых язык имеет значение:

А. «Подвижный мышечный орган в полости рта»    Б. «Орган речи».      В. «Язык как средство общения».

1. Не торопись языком, спеши делом.       2. Показать язык.         3. Язык — ключ к сердцу.

А -              Б -                В –

4. Приведённые слова разделите на архаизмы и историзмы; объясните их значения.

Заморский, лапти, выя, камзол.

Историзмы

Архаизмы

 

 

5. Приведённые слова разделите на архаизмы и историзмы; объясните их значения.

Историзмы

Архаизмы

 

 

Родич, ланита, верста, кафтан.

6. Распределите приведенные ниже заимствованные слова на две группы в зависимости от произнесения согласного перед [е].

Мягкий согласный

Твердый согласный

 

 

Шоссе, пюре, рейс, тире, тест, термин, фанера, шинель.

7. Распределите приведенные ниже заимствованные слова на две группы в зависимости от произнесения согласного перед [е].

Мягкий согласный

Твердый согласный

 

 

Стенд, интервью, пионер, модель, терапевт, лазер, ателье, музей.

8. Прочитайте вслух приведенные ниже слова. Укажите, какие слова нужно произносить в соответствии с нормой с [шн], а какие — с [чн].

[шн]

[чн]

 

 

Спичечный, нарочно, нечто, ничто,  пшеничный, Кузьминична, двоечник, отлично.

9. Прочитайте вслух приведенные ниже слова. Укажите, какие слова нужно произносить в соответствии с нормой с [шн], а какие — с [чн].

[шн]

[чн]

 

 

Никитична, молочный, подсвечник, конечно, сливочный, скучный, командировочный, отличник.

10. Расставьте ударение в словах: украинский, красивее, звонишь, облегчить, поняла, каталог, цемент, щавель.

11. Расставьте ударение в словах: квартал, столяр, приняла, завидно, договор, диспансер, жалюзи, кухонный.

12. Укажите предложение, в котором вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить слово ПРЕДОСТАВИТЬ:

А. Начинающий писатель ПРЕДСТАВИЛ свой роман на суд читателей.

Б. Абитуриенты ПРЕДСТАВИЛИ аттестаты и медицинские справки.

В. И она ПРЕДСТАВИЛА себе эти поля под осенним дождём.

Г. Русский язык – это громаднейшая сокровищница, которая ПРЕДСТАВЛЯЕТ нам безграничные возможности.

13. Укажите предложение, в котором вместо слова ПЕСЧАНЫЙ нужно употребить слово ПЕСОЧНЫЙ:

А. ПЕСЧАНЫЙ пляж был усеян отдыхающими.      Б. Большую опасность представляют ПЕСЧАНЫЕ бури.    В. Старинные ПЕСЧАНЫЕ часы стояли на камине.   

Г. Путешественники наконец-то выбрались на ПЕСЧАНУЮ отмель.

14. В каком предложении не использован синоним существительного БЕСПОКОЙСТВО?

А. Он бы успокоился на мой счёт; тревога бы у него прошла за меня.

Б. Он посмотрел на свои тонкие пальцы, и старые, загнанные внутрь обиды вспыхнули в нём с новой силой, и душа сжалась в смятении и боли.

В. Она ждала, тревожно прислушиваясь, и внезапно вздрогнула, когда снаружи донёсся к нам глухой смешанный шум.     Г. В лице её я заметил какое-то нервное волнение.

15. Укажите предложение, которое содержит синонимы:

А. Сытый голодного не разумеет.    Б. Между тем он был уже совершенно разорён, опустошён, пущен по ветру.      В. Ближний сосед лучше дальней родни.

Храбрец, как и трус, тоже боится, но умеет преодолевать свой страх.

16. Устраните ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

А. Он произвел на меня уютное впечатление.    Б. Улучшился уровень обслуживания пассажиров.    В. К нам пришли люди, удручённые опытом.    Г. Продукт пользуется авторитетом у покупателей.

17. Устраните ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

А. Спектакль оказал на ребенка большое впечатление.    Б. Это важный шаг, и его надо пройти.    В.  Не нужно из этого факта строить проблему.   Г. Мы всю ночь не смыкали взгляда.

18. Учитывая род существительных, составьте словосочетания «существительное + прилагательное».

Мозоль, тюль, шимпанзе, пенальти.

19. Учитывая род существительных, составьте словосочетания «существительное + прилагательное».

Туфля, кофе, кенгуру, алиби.

20. Соедините деепричастные обороты с одним из двух данных предложений.

А. Путешествуя вторым классом, ... 1. сервис был замечательный.   2. никто не ожидал такого прекрасного сервиса.

Б. Зорко поглядывая и попыхивая своей трубкой, ... 1. комиссар думал о возможных последствиях предпринятого дела.   2. у него появилась прекрасная идея.

А -     , Б -       .

21. Соедините деепричастные обороты с одним из двух данных предложений.

А. Открыв дверь, ... 1. я увидел отнюдь не простую обстановку гостиной.      2. моим глазам предстала странная картина.

Б. Ничуть не смутившись, ... 1. вся ее фигура выражала уверенность.    2. она быстро прошла мимо изумленных гостей. 

А -     , Б -       .

22. Подберите 4 термина, в состав которых входят интернациональные словообразовательные элементы: мульти-, поли-, суб-, экстра-.

23. Подберите 4 термина, в состав которых входят интернациональные словообразовательные элементы: анти-, гипер-, микро-, моно-.

24. Определите, о каком типе речи говорится в данном тексте:  …… – один из приёмов риторики. Но этот тип речи встречается не только там. Тексты - ………. можно обнаружить во всех функциональных стилях, причём они весьма разнообразны по конкретным проявлениям. Основная сфера использования текстов -…………– научный стиль (например, теорема и её доказательство). И это вполне естественно, поскольку именно там приходится чаще всего развивать, утверждать или опровергать какую-либо мысль.

25. Определите, о каком типе речи говорится в данном тексте:  При ………. предмета речи очень важен выбор главной, характерной черты, детали, делающей предмет интересным. При этом необходимо найти точное, яркое сравнение. Наиболее типичной является следующая структура творческого текста-……….. Сначала даётся общая картина окружающего (место, время и т.д.), потом взгляд как бы фокусируется на предмете и даётся его характеристика. Для создания яркого, эмоционального образа необходимо сохранить динамизм ………

26. Как называются слова, употребляющиеся и в разговорном, и в книжном языках и не несущие дополнительной окраски, зависящей от сферы употребления или от эмоции?

А. Стилистически нейтральными.       Б. Стилистически окрашенными.

В. Эмоционально-экспрессивными.

27. Какова сфера употребления публицистического стиля?

А. Законы, указы, заявления, документы.       Б. Учебники, энциклопедии, справочники.

В. Статьи, заметки в газетах и журналах, репортажи, очерки, письма.

28.  О каких качествах речи говорится в данных высказываниях? Дайте развернутый ответ.

А. Знание точного значения слов и их различия между собой, хотя бы и самого легкого, есть необходимое условие всякого мышления, ибо слова суть выражения понятий, а можно ли мыслить, не умея отличать, во всей тонкости, одного понятия от другого? (В. Белинский).

 Б. Но нельзя упустить и других опасностей языку, например, современного нахлына международной английской волны. Конечно, нечего пугаться таких слов, как «компьютер», «лазер», «ксерокс», названий технических устройств. Но если беспрепятственно допускать в русский язык такие невыносимые слова, как «уик-энд», «брифинг», «истеблишмент», то надо вообще с родным языком распрощаться (А. Солженицын).

28. О каких качествах речи говорится в данных высказываниях? Дайте развернутый ответ.

А. Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области жизни и потом в практике жизни (Д. Писарев). Б.  Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас (И. Тургенев). 



Задание 1. Сделать в субботу 18.04.2020
Найти материал в интернете на тему: Тексты аргументированного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. (например, сайты: 
https://scicenter.online/russkiy-yazyik-scicenter/vidyi-rassujdeniy-73194.htm; lhttps://studopedia.ru/7_167590_ob-yasnenie-rassuzhdenie-harakteristika-dokazatelstvo.html)
Создать или презентацию, или таблицу по данной теме (выбираете что-то одно). Прислать через гисео.

Задание 2. Создать текст - рассуждение "Надо ли соблюдать режим самоизоляции?" (в объеме не менее 10 предложений). Работы сдать до 2 мая 2020 года.
 Рассуждение строится так:
1. Выдвигаете  тезис (ответ на поставленный вопрос). Это может быть Ваше мнение.
2. Основная часть состоит из доказательства Вашего тезиса (не менее 3). Доказательства (аргументы) должны быть развёрнутыми. Доказательство - объяснение - пример.Можете опираться на различные сведения из СМИ.
3. Вывод. Подведение итогов Вашего рассуждения. Можно вернуться к Вашему тезису.

Задание 3.   Тема "Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности". 
Для того чтобы повторить, что такое публицистический стиль, прослушать лекции в РЭШ (11 класс уроки 9,10 - по времени 4:10 и 7:04 соответственно). 
Творческое задание: (одно на выбор)
1. Написать путевые записки (вспомните ваши летние  или зимние путешествия) - не менее 3 записей. Можно сопроводить (даже желательно) эти записки иллюстрациями или фото.
2. Создать рекламы на  темы: о сохранении мире, о сохранении языка, о соблюдении правил безопасности, о добром отношении друг к другу (всего 4 рекламы)Каждую рекламу оформить на отдельном листе и подобрать иллюстрации.
Работы сдать не позднее 25 мая.


3 четверть


дата
Темы уроков
11.01
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Нормы употребления форм имен существительных. Нормы употребления имен прилагательных. Нормы употребления местоимений.
25.01
Типичные грамматические ошибки в речи.
8.02
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм.
22.02
Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения. Исключение категоричности в разговоре. Этикетные формулы. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
7.03
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Качества речи. Эффективные приёмы чтения. Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения.
Зачетная работа (сдать до 7.03)
Творческая работа: «Рассказ бывалого солдата (офицера, матроса, ветерана, генерала, партизана…)»

Комментарий к зачетной работе: творческая работа - это сочинение (не презентация). Сочинение, написанное самостоятельно на основе найденного исторического материала. Не надо копировать и переписывать биографии какого-то героя, надо от лица солдата, матроса, ветерана, генерала, партизана и .... рассказать о каком-то случае, какой произошел на войне. Если у Вас в семье сохранились рассказы дедушек и бабушек, то Вы можете их использовать. Это даже приветствуется. 

2 четверть
7 А класс

дата
Темы уроков
9.11
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
23.11
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы и варианты норм произношения отдельных грамматических форм имен существительных, прилагательных, глаголов. 
7.12
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексические нормы и стилистические варианты употребления имен существительных, прилагательных, местоимений, глаголов.
21.12
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи. Паронимы и точность речи. Употребление паронимов в речи. 
Зачетная работа
Создать презентацию на тему: «Правильно произноси слова» (не менее 15 слайдов) или «Правильно употребляй род несклоняемых существительных» (не менее 15 слайдов)

Удачи в изучении родного (русского) языка!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добрые слова

Очень часто в повседневной жизни мы употребляем слова  здравствуйте, спасибо, целую. Это старые русские слова, связанные с обычаями Древне...